Деревянные дома мира: Запретный город в Пекине. Часть 2

Запретный город — яркий пример символичной архитектуры Китайской империи. Это более 800 строений и около 9000 внутренних помещений. На протяжении многих веков они хранят историю своих предков, высеченную из самого твердого и одновременно живого материала — дерева, прошедшего путь в несколько лет прежде чем стать настоящим достоянием своей страны.

Новые технологии проектирования

Но не только транспортировкой знамениты строительство и реконструкция после пожаров Запретного города в Пекине. В XV и XVI веках архитектурный ансамбль очень пострадал от огня и требовал повторного возведения. Именно поэтому большинство построек относится именно к XVII веку, тому времени, когда ремесленники уже стали уделять большое внимание внутреннему пространству сооружений.

Запретный город стал невольным участником, сподвигшим становление строгих правил проектирования и конструирования всей архитектуры в последующие годы империи. Случилось это в 1660-х годах в начале правления императора Канси, когда братьям-ремесленникам Ли Фада и Ли Фасяню поручили реконструкцию самого большого здания на территории комплекса — Дворца высшей гармонии площадью 2380 м2. Его ширина составляла 64 метра, а глубина — 37 метров. При этом здание возвышалось над каменным основанием из ступеней на 28 метров.

Как и на Руси, и в других странах, и в самом Китае украшения крыши являлись символичными и означали крепкий род, положение в обществе и оберег от злых духов, темных энергий.

По традиции Китая укладка конька крыши сопровождалась особым ритуалом, при котором должен был присутствовать император. Во время этой церемонии брус конька не лег на свое место, что вызвало огромное возмущение и раздражение сына Неба. Но один из братьев Ли — Фада, которому на тот момент было уже более 50 лет, не растерялся и вскарабкался на крышу. Ему понадобилось сделать всего лишь несколько ударов топором, чтобы исправить досадную ошибку строителей. Император был настолько восхищен мастерством ремесленника, что сразу же предоставил ему место руководителя в своем отделе проектирования. С этого самого момента 200 лет удерживала семья потомственных конструкторов Ли власть и положение, которое могли занимать только знатные роды.

Именно они разработали структуру строительства зданий: от идеи до реализации. Изначально задумка воплощалась с помощью рисунка на бумаге, после чего создавался макет со съемной крышей из твердой бумажной массы, чтобы можно было лицезреть внутреннюю планировку помещений. Этот макет и показывался императору, после чего утверждался им.

Система кронштейнов – доугунов

Конструкторы Ли создали и четкую иерархию сооружений, которые отличались по размерам, типу крыши и сложным деталям.

Самыми значимыми считались церемониальные храмы. Как в японской архитектуре ворота были главным символом почитания и власти, так крыша китайских сооружений отражала богатство и силу. Обычно это была крыша с двумя свесами, уложенными на выступающих кронштейнах — доугунах. Подобная конструкция позволяла колоннам выдерживать вес крыши в пять раз больший, чем в других.

Системы доугунов, состоящие из большого числа кронштейнов, повышали прочность конструкции на изгиб и сжатие. Об этом свидетельствует результат землетрясений, во время которых были разрушены небольшие коридоры и галереи, а Дворец высшей гармонии, его еще называли Тайхэдянь, с крышей весом более 2000 тонн, лежащей на девяти системах кронштейнов, остался невредим.

Запретный город в Пекине — яркое место, спроектированное настоящими средневековыми мастерами. Его конструкции, колонны и даже цвет крыш (желтый — цвет земли, животворящей все сущее, красный — огня, источника света) в этом месте продуманы до самых мелочей. Стоит только посмотреть на оформление, рисунки и ремесленническую работу, которые полностью отражают духовную сторону государства, ее направленность и стремление покорить себе всех.

Архитектурная символичность китайской империи, так же как и политическое отражение в японских строениях, рассказывает о существующем укладе общества, главных задачах императорской семьи. Это лишний раз доказывает, что деревянные сооружения — «живой» первоисточник, всегда доносящий только настоящую правду прошлой истории, которую трудно исправить или изменить в угоду действующему государству. Присматривайтесь к ним, реконструируйте нуждающиеся в этом здания и возводите «живую» историю своего маленького мира — семьи.

Оставить комментарий

WordPress Video Lightbox Plugin