Растительный орнамент на наличниках с глухой резьбой

Если рассказывать об узорах, которыми резчики украшали поверхность наличников, то волей-неволей придется обращаться к технике резьбы по дереву. Просто потому, что самые существенные различия кроются именно в ней, сакральный же смысл, в последние полторы сотни лет (а приблизительно столько лет самым сохранившимся сейчас наличникам) сейчас, конечно же, утрачен. Об этом говорит хотя бы то, что если бы в каждом городе (или области) оставалось хотя бы по одному резчику, хранящему знания о смыслах узоров домовой резьбы, то мы бы сейчас, вероятнее всего, могли держать в руках каталоги с этими узорами. Имеющие красивые иллюстрации и обильно украшенные рисунками и фотографиями.


Попытки составить такие каталоги, конечно же, предпринимались в разное время. Однако за это брались отнюдь не резчики по дереву, которые по идее должны быть носителями сакральных знаний, а историки, этнографы и другие исследователи. И причина этого весьма прозрачна — знание об этих узорах, об их применении уже несколько поколений как потеряно. И даже те резчики по дереву, что в наши дни изучают историю и на основе рисунков и исторических описаний наличников создают свои деревянные «полотна», даже они имеют весьма большой шанс ошибиться и использовать неправильно интерпретированные символы, которые не могли использоваться в этом контексте или не могли сочетаться с какими-то иными.

Поэтому при анализе и рассмотрении узоров, изображающих растения на наличниках, опираться мы прежде всего будем не на трактовки и интерпретации, а на способы и стиль украшений резных наличников  как на вещь более понятную и менее подверженную различным трактованиям.

Заодно и рассмотрим различные виды домовой резьбы на примерах растительных узоров.

Бесспорно, первым наличником, о котором хотелось бы здесь упомянуть, является наличник из Нижней Синячихи, что в Свердловской области.

Рисовать растения наши предки начали невероятно давно, так что, вероятнее всего, украшать свои окна они начали именно с рисунков.

Растительный орнамент на наличниках

В одном из изданий серии «Памятники древней письменности и искусства» (выходящей с 1878-го по 1925-й года) приводятся еще несколько изображений разукрашенных наличников. И здесь тоже видно, что растительные мотивы занимают существенную часть украшений.

В одном из изданий серии «Памятники древней письменности и искусства» (выходящей с 1878-го по 1925-й года) приводятся еще несколько изображений разукрашенных наличников. И здесь тоже видно, что растительные мотивы занимают существенную часть украшений.

Растительный орнамент на наличниках

Здесь на ставнях хорошо виден растительный узор, выполненный в технике плоской (плосковыемчатой) резьбы — такого вида резьбы, который лишь незначительно отличается от рисунка, наносимого красками. Здесь использован один из самых простых подвидов плоской резьбы резьбы — контурная резьба. Она характеризуется тем, что основным элементом для нее является канавка, вырезаемая мастером и повторяющая своим контуром какой-то рисунок.

Это один из самых старых видов резьбы, и зачастую уже то, что наличник украшен именно такой резьбой, само по себе говорит о его солидном возрасте.

Вы возможно слышали об одной из теорий, согласно которой, изображение растений на наличниках должно было выполнять роль охранного оберега и способствовать хорошему урожаю. Она не везде и не всегда применима, но в целом, можно говорить о том, что занятые в земледелии регионы гораздо чаще использовали в своих орнаментах растения.

Следующий наличник, которым хотелось бы поделиться, это наличник выполненный в технике более сложной резьбы — рельефной.

Растительный орнамент на наличниках

Этот наличник из Нижнего Новгорода, где рельефная резьба достигла вероятно наибольшего расцвета.

Вообще, отвлекаясь от растительного узора в очелье этого наличника, нелишним будет вкратце вспомнить историю развития деревянной резьбы в целом.

Один из самых древних видов резьбы вообще и точно самый древний из ныне встречающихся — это резьба геометрическая, когда поверхность украшается неглубокими геометрическими узорами, чаще всего — треугольниками, ромбами и квадратами. Геометрическая резьба является подвидом резьбы плосковыемчатой, а та, в свою очередь — подвидом глухой резьбы. На этом наличнике из Нижнего Новгорода — геометрической резьбой можно назвать небольшие прямоугольники в основании боковых полуколонн, иссеченые диагональными линиями образующими ромбы.

Вторым подвидом той же плосковыемчатой резьбы является резьба контурная — представленная на первом наличнике.

И геометрическая, и плосковыемчатая резьба находились в плоскости поверхности, лишь немного углубляясь в нее. Однако со временем стали появляться более глубокие виды резьбы. И одной из первых стала резьба плоскорельефная. При таком типе резьбы узор немного возвышается над фоном. Пока еще незначительно — всего пару сантиметров, но это уже гораздо больше, чем при плосковыемчатой резьбе. Можно легко заметить, что очелье этого наличника из Нижнего Новгорода, как раз и представляет собой неплохой пример плоскорельефной резьбы.

После того как резчики осваивают узоры небольшого объема, незначительно выступающие над поверхностью фона, постепенно появляются всё более объемные способы резьбы по дереву. Все вместе они носят название рельефной резьбы, а подразделяются на резьбу барельефную — когда узор, объемная фигура, выступает над поверхностью фона меньше чем на половину; и горельефную — когда фигура выступает из фона больше чем на половину (есть еще контррельефная резьба, «негатив» рельефной резьбы, когда вырезается углубление, а не фигура, но на наличниках я такого никогда не встречал). Кроме того, иногда выделяют такой смешанный тип резьбы, как накладная рельефная — когда фигура вырезается отдельно, а потом накладывается на фон.

Могу предположить, что именно  этим способом изготовлены полуколонны, на всё том же наличнике из Нижнего Новгорода.

Рельефная резьба весьма распространена в Тюмени:

Растительный орнамент на наличниках

На примере этого чудесного наличника, естественно — с растительными узорами, ведь о них же собственно речь, можно рассмотреть элементы барельефной резьбы. Собственно, и очелье, и подоконная доска, и колонны — всё убранство этого наличника относит его к рельефной резьбе.

А вот еще один пример растительного узора из Тюмени, но уже с характерными элементами накладной рельефной резьбы:

Растительный орнамент на наличниках

Казалось бы  — тот же фон, те же объемно выделяющиеся на нём символы растений. Однако если приглядеться, то можно заметить тёмные точки на этих «растениях». Это, конечно же, гвозди, при помощи которых узор крепится к фону.

Сразу же становится и понятно, что накладная рельефная резьба — это упрощение рельефной резьбы, так сказать «эконом-вариант». Мастеру не приходится долго трудиться, выравнивая и вычищая фон между листьев объемного узора: узор готовится отдельно, доска, к которой он крепится — отдельно.

Если же фигура отрывается от фона более существенно, как на этом наличнике из Иркутска, то здесь уже (в примененении к очелью) можно говорить о резьбе горельефной или даже скульптурной (которая, кстати, уже не является подвидом глухой резьбы, так как выделяется в совершенно новый класс).

Растительный орнамент на наличниках

Скульптурная резьба — это закономерное развитие резьбы в объеме, когда собственно фон становится уже не нужным и фигура становится самодостаточной. Вот здесь, по-моему, именно это и произошло.

А розетки и растительный орнамент выполнены всё в той же, уже знакомой нам технике барельефной резьбы.

Таким образом, подводя промежуточный итог, можно выстроить такую иерархию рассмотренных нами видов глухой резьбы.

Глухая резьба:

  • Плосковыемчатая
  • Геометрическая
  • Контурная
  • Плоскорельефная
  • Рельефная

И каждый из этих видов резьбы позволяет резчику по разному интерпретировать растительный орнамент и по разному наносить его на поверхность наличника.

В следующий раз – будем разглядывать завитушки растений, для которых была использована сквозная резьба и сравнивать их с теми, что были сделаны с резьбой объемной!

С огромным уважением,
Руководитель проекта Nalichniki.com
Фотограф Иван Хафизов.

Оставить комментарий

WordPress Video Lightbox Plugin