Растительный орнамент на наличниках со сквозной резьбой

В прошлой статье я рассказывал о том, какие существуют виды глухой резьбы по дереву и какие растительные узоры чаще всего можно встретить на наличниках нашей страны. В этот раз речь идет о резьбе сквозной.

Сквозная резьба появилась гораздо позже глухой. Это понятно даже интуитивно: украшая любую деревяшку резьбой (брусок или бревно — неважно), можно двигаться в двух направлениях.

Либо по поверхности заготовки, постепенно украшая резьбой её всю (именно так появилась скульптурная резьба), либо вглубь, постепенно «вгрызаясь» всё глубже и глубже в дерево, до тех пор пока заготовка не будет пройдена насквозь.

Сказать наверняка «когда появилась сквозная резьба» сейчас вряд ли возможно. Однако известно, что архитектурная сквозная резьба была знакома древнерусским мастерам уже с XI века. Ею украшались наличники, причелины, балясины и другие детали домов. Пилы тогда еще только-только начинали использоваться, поэтому в основном все сохранившиеся изделия сквозной резьбы созданы с помощью топоров, ножей, долота, сверла и стамески.

Причем надо понимать, что это была не чисто сквозная резьба, это были в основном сочетания плосковые мчатой и плоскорельефной резьбы с прорезной техникой. Это была весьма упрощенная и грубоватая резьба: сквозные отверстия лишь иногда просто разнообразили гладь тёсаной доски, прорезая ее толщу, а шаг узора был довольно  большим — больше двадцати сантиметров: никаких более мелких деталей не было.

Однако, постепенно развиваясь, сквозная резьба к XV веку становилась уже гораздо более разнообразной и более сложной. В это время особенно выделяется Новгородская резьба: именно в Новгороде найдены прорезные доски с растительным узором, представляющим собою ветвь с двумя завитками, направленными в противоположные стороны — узор, который станет основным в орнаменте многих сотен очелий окон и наличников к XVIII веку и сохраняется до сих пор.

В XVIII веке промышленная лесоразработка вокруг Петербурга, Москвы и Архангельска приводит к уничтожению в этих районах огромных лесных массивов. Поэтому в 1749-м году появляется указ, предписывающий заготовлять пиленые доски не только для промышленного потребления, но и для жилого строительства. Топорные доски разрешается сбывать еще в течение пяти лет, потом же продавца ждала бы конфискация материала.

Таким образом, с середины XVIII века практически прекращается продажа тёсаных досок и начинают ходить лишь пиленые доски — основной материал для сквозной резьбы, которая к этому же примерно моменту становится пропильной, так как основным материалом используемым при работе становится пила.

В дальнейшем развитие домовой пропильной резьбы происходит по нескольким направлениям. Я, признаться, не встречал в литературе подобного разделения, но каждый из этих типов резьбы имеет свои особенности, поэтому будет интересно их описать и показать.

Первая группа сквозных наличников

Первый подвид характеризуется тем, что сквозные элементы занимают лишь небольшую часть поверхности доски.

Традиционный русский наличник

Такие наличники сейчас встречаются уже достаточно редко, но всё же еще сохранились. Узор здесь (особенно в верхней части наличника) сформирован за счет прорезей, а фон не играет никакой декоративной роли.

Вообще таких наличников немало, но в моей коллекции лишь на одном этом — из Алапаевска Свердловской области — есть растительные узоры — цветы. В основном же здесь —лишь геометрический орнамент.

Вторая группа сквозных наличников

Второй подвид сквозной резьбы характеризует ее дальнейшее развитие.

Традиционный русский наличник

Её характеризует главенство не собственно прорезей, а наоборот — деревянной основы. Растительный узор — особенно в навершии наличника — настолько довлеет над пустым пространством, находящимся между, что оно становится совершенно неважным и даже не воспринимается глазом.

Эта техника получила, наверное, самое широкое применение, и наличники сквозной резьбы такого вида можно обнаружить пока еще практически повсеместно. Этот, например, из Вичуги, Ивановской области.

Традиционный русский наличник

А этот — из Пошехонья, Ярославской области.

Может показаться, что эта техника характеризуется тем, что пространства между узором меньше, чем самого узора, но это не так: здесь важно не это.

Может быть, что воздуха совсем мало, а может быть, что вся поверхность украшаемого наличника — это в основном свободное пространство, а дерева оставлено совсем немного. Суть в том, что воздух не играет никакой роли. Вот еще пара примеров, чтобы было понятнее.

Традиционный русский наличник

На этом костромском наличнике (речь идет по большей части о навершии наличника, так как его нижняя половина — это другая история, относящая нас к рассказу о рельефной резьбе) — пространства гораздо больше, нежели дерева, и это позволяет отнести рассматриваемый узор именно к этой группе.

Традиционный русский наличник

Здесь же, напротив, почти все пространство — это доска. Прорези составляют лишь небольшой процент поверхности наличника. На боковинках, там где цветы (ведь статья же собственно о растениях на наличниках, а не собственно о видах резьбы), прорезей совсем мало. Всё это в совокупности позволяет мне присоединить этот наличник к рассматриваемой группе.

Кстати, обратите внимание, насколько разительно отличается очелье (верхняя часть) и подол (нижняя часть) от всего остального наличника. Они выполнены гораздо грубее, словно вырублены топором! Могу предположить, что эти части на самом деле гораздо старше, чем боковинки. Хотя возможно, что это и просто непрофессиональная реставрация какого-нибудь сына или внука 🙂

Покуда мы разобрались с двумя первыми группами, можем переходить к третьей.

Третья группа сквозных наличников

Она появилась тогда, когда мастера стали искать баланс между преобладанием пропильного узора первой группы и сохраняемого деревянного узора второй. Поиск этот привел к тому, что при определенной толщине пропила и примерно совпадающей с ним толщине дерева они перестают действовать как соперники и начинают дополнять друг друга.

Причем, как потом выяснилось, толщина оставляемой доски такова, что изготовление досок, пропиленных в этой технике, можно даже автоматизировать! Поэтому сейчас эта резьба встречается весьма часто. Возможно, она даже является самой популярной (в изготовлении) на настоящий момент.

Традиционный русский наличник

Вот, например, характерный для этой резьбы наличник из Мичуринска.

Когда смотришь на его боковинки, то листочки, вроде бы, превалируют над фоном. Но если обратиться к оголовку или подоконной доске, то глаз уже и не знает, за что уцепиться — то кажется, что доски образуют какой-то растительный узор, а то — что пространство между ними формируется в какую-то улыбку.

Вот это и есть — партнерские отношения узора и прорезанного фона. Здесь они на равных.

Или вот еще похожий, но совсем другой пример — волей случая — из уже упомянутого здесь Пошехонья, Ярославской области.

Традиционный русский наличник

Возможно, я слишком вольно трактую здешние узоры, называя их растительными (хотя в местах, где боковины крепятся к навершию, мне и правда видится что-то растительное). Но зато резьба этого наличника отлично  демонстрирует компромисс между преобладанием фона или деревянной основы.

Накладная резьба

Это были бы все виды пропильной резьбы, если бы кто-то из мастеров в какой-то момент не догадался накладывать пропиленную доску на другую доску, на основу.

Так появилась накладная резьба. Причем этот вид резьбы как бы приближает нас обратно к плоскорельефной резьбе.

Традиционный русский наличник

Вот пример накладной резьбы — из Иркутска.

Узор (растительный, конечно же) попросту наложен на доску. В результате сила восприятия этого узора значительно усиливается благодаря тени, которая возникает за счет того, что фон достаточно близко к краю узора.

Можно легко сравнить этот наличник с предыдущим, который тоже был сфотографирован в солнечную погоду, чтобы понять, что тень здесь играет самую важную роль, наполняя этот узор контрастом и делая его значительно более четким.

Резной оконный деревянный наличник

Ну и напоследок — еще один наличник с растительными узорами, выполненный в этой же технике накладной резьбы — из Владимира.

Здесь хотелось бы подытожить и собрать воедино те несколько видов резьбы по дереву, о которых здесь шла речь:

Сквозная резьба

Пропильная резьба

  • Резьба, с преобладание пропильных узоров;
  • Резьба с преобладанием деревянных узоров;
  • Резьба с равным участием деревянного узора и фона.

Накладная резьба

Конечно же, накладная резьба тоже может иметь разделение аналогичное пропильной, но рассматривать ее отдельно особого смысла нет. Стоит лишь сказать, что в накладной резьбе преобладание пропильных узоров смысла не имеет (так как они не будут выделяться), а равное участие фона и узора встречается почему-то крайне редко. Поэтому фактически единственным видом накладной резьбы является резьба с преобладанием именно деревянных узоров, как на обоих представленных выше наличинках.

В завершение хочется добавить, что хоть на представленных в этой и предыдущей статьях наличниках резьба используется именно та, о которой идет речь, но гораздо чаще, мастера комбинируют два-три типа резьбы на одном наличнике.

Так, например, второй наличник этой статьи — из Вичуги, показывает сочетание сквозной резьбы с преобладанием деревянного узора, накладную резьбу, и еще и накладную плоскорельефную — и такие сочетания будут встречаться вам гораздо чаще, чем полностью выполненный в какой-то одной технике наличник.

С огромным уважением,

Руководитель проекта Nalichniki.com

Фотограф Иван Хафизов

Оставить комментарий

WordPress Video Lightbox Plugin