Развитие оконного наличника — от простой рамы и до современного многообразия видов

В этой статье я рассмотрю историю развития оконных наличников на протяжении последних двухсот пятидесяти лет.

История эта затрагивает достаточно большой промежуток времени и, к сожалению, далеко не все сведения которые были использованы как источники, заслуживают одинаковой степени доверия. Поэтому некоторые из выводов со временем необходимо будет уточнить.

Итак.

Оконные наличники, очевидно, появились не одновременно на всей территории распространения.

Так известно, что например на Урале, наличники, как отдельно изготавливаемый элемент конструкции оконного обрамления, появились в убранстве крестьянских домов лишь в 50-е годы XIX века. При том, что например в Костромской области и в Иркутске они были известны еще в конце XVIII века

Развитие оконного наличника

(иллюстрация из книги «Русская народная пропильная резьба» А.И. Скворцова)

Где территориально появились первые наличники, пока выяснить не удалось, да и вряд ли теперь удастся — слишком незначителен был переход от колоды, которая обрамляла окно раньше, чем стали появляться наличники.

Тут надо озвучить, что функционально, первые наличники нужны были, чтобы обеспечить крепление ставни и прикрыть швы между оконной колодой и бревенчатой стеной.

Развитие оконного наличника

(иллюстрация из книги «Деревянное зодчество Урала» А.В. Долгов, Н.Н. Митина, В.Д. Оленьков)

Развитие оконного наличника

(наличник XIX века в Юрьевце Ивановской области)

Многие исследователи указывают, что первые наличники не имели осевой симметрии и украшались геометрическим орнаментом, зачастую имеющим ярусное построение, однако уже скоро (для Новгородской, Владимирской и например Костромской областей — еще в XVIII веке, а для урала — к середине XVIII века) на лобовой доске наличника часто начинает появляться декоративный элемент в виде полусолнца.

Развитие оконного наличника

(иллюстрация из книги «Деревянное зодчество Урала» А.В. Долгов, Н.Н. Митина, В.Д. Оленьков)

В центральной же части страны, говоря о развитии наличника, стоит сказать, что уже тогда существовало разделение регионов по специализациям. Верхнее Поволжье, Владимирская область и село Якушево, (сейчас это район Вязников и Гороховца), село Аргуново и многие другие города и сёла уже имели свои традиции деревянного зодчества, берущие своё начало в украшении иконостасов, в кораблестроении, в изготовлении домашней утвари и мебели. Поэтому, когда распространялась домовая резьба, она вбирала в себя всё то лучшее, что могли предложить местные мастера.

В одних городах условия диктовали, наличия ставень, и несмотря на общее развитие наличников ставни продолжали существовать.

Развитие оконного наличника

(Иллюстрация из книги «Колористика города» А.В. Ефимова. Наличники Иркутска с конца XVIII века до начала XX века)

В других же городах ставни постепенно уходили в небытие.

В основном это происходило в связи с постепенным удешевлением стекла, которое сначала и защищали при помощи ставень.

Развитие оконного наличника

(иллюстрация из книги «Деревянное зодчество Урала» А.В. Долгов, Н.Н. Митина, В.Д. Оленьков)

Тут уместно вспомнить, почему на Урале и дальше на восток — в Сибири, так и не получила распространения пропильная резьба, всплеск интереса которой наблюдался в центральной части страны.

Дело в том, что вторая половина XIX века — это бурное развитие фабрик, и соответственно повышенный спрос на дерево. Сохранились документы рассказывающие, что «…текстильные фабриканты скупили весь дворянский лес повсюду, вплость до костромского берега Волги и подняли его цену за десять лет на 450%».

Естественно, что такой дорогой материал себе уже могли позволить не все, и на отделочные работы, как правило, шел самый тонкий лес. При этом выполнять резьбу в ранее распространенной, рельефной технике резьбы было практически невозможно. Сам характер материала подсказывал подходящую технику его обработки — доска пропиливалась насквозь, что было просто и не требовало больших затрат труда.

Повсеместному переходу плотников к пропильной резьбе способствовало и дальнейшее совершенствование и внедрение в строительную практику широкого ассортимента ручных пил, которые становились достоянием большинства мастеров. Из вспомогательных они превращались в основной инструмент резчика.

За Уралом же, несмотря на приход новых инструментов, дефицита леса не было. Поэтому и скачкового перехода к пропильной резьбе так и не случилось, благодаря чему, зауральские наличники как бы остановились к этому моменту в своем развитии, и сохранили на себе печать той резьбы, которой в центральной России уже давно никто не видал.

Дальнейшее развитие наличников в европейской части страны повторяет путь пропильной техники резьбы, который мы уже подробно рассмотрели в статье Растительный орнамент на наличниках со сквозной резьбой, и его венцом стали наличники изготавливаемые на станке с программным управлением. Вот такие например.

Традиционный русский наличник

(Наличник из Пошехонья, Ярославской области, изготовленный вероятнее всего механическим способов во второй половине XX века)

Однако нельзя сказать, что развитие оконных наличников остановилось с изобретением механического способа их изготовления.
И сейчас в XXI веке встречаются наличники изготовленные совсем по-другому — вручную.

Самыми характерными чертами наличников современных, являются гораздо большее внимание мастеров к форме и фактуре дерева, чем раньше.

Развитие оконного наличника

(современный наличник из Калязина Тверской области)

Можно сказать, что если XIX век, век прорыва инструментов, подарил нам пропильную резьбу и возможность наслаждаться кружевом в дереве, век XX существенно удешевил эту технологию, то в веке XXI уже не важно как делается наличник – доступны все способы вплоть до лазерных плоттеров, зато теперь законодателями стали материалы покрытия — лаки и пропитки, позволяющие не скрывать, как раньше, дерево, а показать его во всей красе. Показать контраст разных пород дерева.

Причем соблазн сохранить природную красоту дерева настолько велик, что даже восстанавливая утраченные раньше наличники, резчики не красят его краской (зеленой, как было бы в случае полного восстановления наличника на последней фотографии), а против всех правил реконструкции сохраняют его деревянным.

Такова сила природного цвета дерева.

С огромным уважением,

Руководитель проекта, Nalichniki.com

Фотограф Иван Хафизов

Оставить комментарий

WordPress Video Lightbox Plugin