Обзор теорий происхождения резных наличников

Эта статья — часть большого поиска ответа на очень важный для меня вопрос «откуда появились наличники». Здесь собраны четыре разные теории — какие-то из них мне довелось слышать в разговорах, какие-то подкреплены весьма серьезными историческими и этнографическими исследованиями. Здесь они собраны не для того, чтобы выбрать какая из них правильная, а лишь для понимания.

1. Языческая

Суть теории: Традиция украшать свое жилище резьбой по дереву и наличниками восходит к самым древним языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак — обладал магической силой и нёс огромное смысловое значение.

Наделяя чудодейственными магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их прежде всего в обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы: земного плодородия, солнца и осадков. Эта теория очень хорошо раскрыта в книгах советского археолога, историка, академика РАН Бориса Александровича Рыбакова — «Язычество древних славян» и «Язычество древней Руси».

Практически любой источник развивающий языческую теорию происхождения домовой резьбы, будет в той или иной степени повторять книги Рыбакова. В своих книгах Борис Александрович так описывает её: в Древней Руси домовая резьба прежде всего использовалась для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо.

Резной орнамент — набор наиболее устойчивых символов, знаков — так называемый «овеществлённый» миф. Далее он приводит примеры того, как люди использовали символы основных природных сил, и что требовалось от того или иного предмета. Если эта теория близка вам, то лучше всего ознакомиться с ней в книгах Рыбакова: ни до, ни после него никто даже близко не приблизился к нему по глубине исследования этой теории.

Резной оконный деревянный наличник

(Кострома)

2. Европейская

Вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне. Сторонники этой теории связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением победоносной армии из Франции после победы над Наполеоновской армией в начале XIX века. Множество солдат прошло через всю Европу и многие из них были в Париже и других крупных городах того времени.

Вернувшись, «русский мужик» решил воплотить увиденное на родине. Но поскольку камня на Руси как не было так и нет, то дома стали украшать деревянными резными наличниками, накладными балясинами и множеством других, действительно очень характерных для каменной архитектуры деталей. Сторонники этой теории указывают также на книги, содержащие большое число иллюстраций, в частности на библию Пискатора, которая появилась в Европе в XVII веке и оказала огромное влияние на всю русскую культуру — от резчиков по дереву до иконописцев.

Эта теория в частности упоминается в книге Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву», вышедшей в 1934-м году (и переизданной в 2000-м). Неудивительно, что эта мысль находит своих сторонников и по сей день. Вот например, если рассмотреть хорошо сохранившийся наличник Тюмени, образца XIX века, то можно заметить, что его детали и действительно больше характерны для каменной архитектуры, нежели для деревянной.

Да и полуколонны, волюты и многие подобные элементы встречаются в домовой резьбе настолько часто, что игнорировать их просто невозможно. Европейская теория с одной стороны демонстрирует, что идея наличников заимствованная, но с другой — что она настолько хорошо воспринялась и была ассимилирована и изменена, что подчас невозможно и догадаться, что наличники это не исконно русская традиция.

Происхождение резных наличников

(Тюмень)

3. Корабельная

Эта теория предполагает, что вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где исстари жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Промысел этот — украшать резьбой жилые дома, существовал и раньше. Но с середины XIX века, когда на Волгу пришло промышленное судоходство и металлические корабли, а услуги мастеров перестали пользоваться популярностью — он расцвел с небывалой силой.

И правда, развитие резьбы в Поволжье существенно отличается от резьбы других регионов. Здесь сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы. Здесь же и встречаются сказочные (и невиданные в других регионах) фантастические фараонки, берегини-русалки, сирины, львы и другие звери. И немудрено — ведь вся эта символика перекочевала на стены и наличники жилых домов непосредственно с кораблей.

И несла она кстати ту же функцию, что и на бортах кораблей — все эти волшебные существа призваны охранять человека от всего зла, что существует в мире. Не могу сослаться на какой-то конкретный источник — как правило эта теория упоминается лишь как одна из линий развития домовой резьбы. Однако есть люди, уверенные, что именно с корабельной резьбы и началась собственно вся домовая резьба.

Происхождение резных наличников

(фото Олега Фомина)

4. Церковная

Суть теории в том, что вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Эта теория упомянута в отличной книге Александра Игнатьевича Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Автор очень хорошо и в нескольких штрихах описывает эту теорию. «В этой [храмовой] резьбе, по существу заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы.

Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущи по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов.

Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ». Этой логике нельзя не удивиться. Тем более, что факты говорят сами за себя — когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот. Да и сами наличники — разве не похожи они на оклады для иконостаса?

Происхождение резных наличников

(иллюстрация из книги А.И. Скворцова «Русская народная пропильная резьба»)

Вот наверное и все четыре основные теории, описывающие откуда же на Руси появились наличники. Встречались мне конечно и экзотические предположения — например, что все наличники произошли из Томска, или что первый наличник — это рама от картины у какого-то дворянина, а за ним все повторять начали. Но эти рассказы пока ничем не подкреплены, и увы нигде не зафиксированы. Хочу добавить от себя, что я так и не смог отдать свой голос в пользу только лишь одной из этих теорий. По-моему все они верные — просто каждая в каком-то своем регионе, в свое время. А правда — она прячется где-то между. С огромным уважением, Руководитель проекта, Nalichniki.com Фотограф Иван Хафизов

Оставить комментарий

WordPress Video Lightbox Plugin